Еще в субботу Катерина думала, что никогда не дождется следующей встречи с Валерией. Но, на ее удивление, в университетских заботах и заметно участившихся встречах с Олегом неделя пролетела совершенно незаметно.
Утро субботы прошло в ожиданиях — юноши из университета, чего-то нового, необычного и загадочного — того, что всегда приносил визит к Валерии. Несмотря ни на что, её это не пугало, лишь только сильнее разжигало любопытство — что там, в книжных мирах? Куда они отправятся на этот раз? Что увидят? Олег относился к этим приключениям более настороженно, но и ему было интересно.
Девушка уже завершила все возможные дела по дому, закончила домашнее задание на понедельник и уже готова была сойти с ума от нетерпения, когда раздался телефонный звонок. Олег уже ждал ее у подъезда. Чуть меньше получаса — и они уже сидят на удобном диванчике, напротив улыбающейся Валерии.
Предложив гостям чай и пирожные, хозяйка спросила:
- Как ваши дела? Какие мысли посетили ваши светлые головы за прошедшую неделю? Наверное, у вас было о чем подумать?
Катерина кивнула:
- Конечно. Мы много обсуждали и даже спорили…
- Как интересно! О чем же был спор?
- Не столько спор, сколько обсуждение, — вступил в разговор Олег. — Получается, в книгу может попасть любой?
Валерия развела руками.
- Что вы… Самостоятельно — только очень немногие. Но большинство людей способны погружаться в книгу частично, лишь небольшой частью своего сознания. Вы же, наверняка, замечали, что когда книга очень нравится — или ее текст по каким-то иным причинам уже знаком, что называется, назубок — книжные эпизоды представляются очень четко, персонажи кажутся реальными?
Молодые люди задумались, а потом — сначала Катерина, затем Олег — медленно кивнули.
- Ко всему прочему, далеко не каждая книга дружелюбно примет неподготовленного путешественника, — В голосе Валерии послышались учительские нотки. — Поэтому, очень немногие знают о том, что такие путешествия вообще возможны — сочетание условий, необходимых для этого, крайне редкое. Иногда даже те, кто путешествует в книгу, не осознают этого, считая такое путешествие лишь результатом своего очень хорошего воображения. Но есть люди, способные, мало того, что проникнуть в эти миры, но и помочь другим оказаться там. Я ответила на ваш вопрос?
Олег сглотнул. Похоже, он понял далеко не все, но, тем не менее, ответил:
- Д-да… Кажется.
- Тогда давайте начнем. Итак, прошлый раз я говорила, что бывают «картонные» миры, помните? — Дождавшись двух почти одновременных кивков она продолжила. — Я хочу предложить вам один эксперимент. Возьмите бумагу. — она показала на лежащую на столике стопочку листов и несколько ручек.
- Теперь, опишите какое-нибудь место. Любое, по вашему выбору. Лучше всего что-нибудь вымышленное — я уже поняла, что с фантазией у вас вполне хорошо. Можете написать текст, нарисовать или изобразить еще каким-то образом. В общем, используйте ваше воображение. — Валерия спокойно откинулась в кресле, наблюдая за нахмурившимися учениками.
Катерина серьезно задумалась. Как назло, в голову ничего не приходило.
Несколько минут было потрачено впустую — глядя на чистый белый лист перед собой, девушка изо всех сил пыталась придумать что-то оригинальное, необычное — как у настоящих писателей. Потом, вздохнув, отложила ручку в сторону. Перевела взгляд на Валерию.
Та — видимо, не желая мешать ученикам — задумчиво смотрела в окно. Олег что-то старательно писал, бурча себе под нос.
Девушка улыбнулась. И вдруг ей представился огромный замок, каменный балкон, где они с Олегом стоят при свете луны…
Катерина схватила ручку и принялась записывать свои мысли, формируя небольшой рассказ.
История обрастала подробностями, но бренная рука за крылатой мыслью не успевала, делая помарки, исправляя, перечеркивая… Измарав таким образом с пяток листов, девушка удовлетворенно кивнула.
Потом прикусила губу и взялась переписывать набело — показывать Валерии исчерканные-перечерканные листы было попусту стыдно, да и разобраться в этих куролесицах могла только она сама.
Наконец, она протянула Валерии два листа, исписанные более-менее чисто. Перевела взгляд на юношу. Тот, как оказалось, еще не закончил.
Валерия взяла результат катерининых трудов, пробежала взглядом:
- Хорошо. Давайте подождем Олега и продолжим занятие. Выпейте пока чаю с травами и отдохните — я вижу, занятие вас утомило?
- Немного, — согласилась Катерина. Взяла чашку, стоящую перед ней, и сделала глоток. Напиток, по-видимому, представлял собой смесь каких-то трав, из которых девушка уловила — да и то без особой уверенности — только ромашку. Вкус и аромат были очень приятными, и девушка сама не заметила, как осушила чашку. На ее удивление, усталость почти сразу отступила.
Ждать Олега пришлось недолго — через несколько минут юноша тряхнул головой, шумно выдохнул и протянул Валерии свои листочки.
Катерина заметила, что переписывать набело он не стал — впрочем, исправлений у него было не так много.
Валерия просмотрела его труд, улыбнулась:
- Замечательно. С первым этапом вы справились. А теперь… Не хотите ли посмотреть, как это выглядит изнутри?
- А можно? — Олег вытаращил глаза.
- Конечно. Возьмите меня за руку.
Катерина послушалась и осторожно вложила свою руку в ладонь Валерии. Руки у молодой женщины были мягкими, теплыми и очень… уверенными? Девушка почувствовала, как это прикосновение придало ей сил.
- Начнем с вашего творения, Катерина. — Валерия взяла в руки девушкины труды. Перед глазами вспыхнул белый свет — а когда девушка проморгалась, то с удивлением обнаружила, что стоит поблизости от какого-то замка.
О, Боже! Катерина не смогла сдержать удивленного возгласа. Каким же он выглядел убогим! Неровные, покосившиеся стены, обрывки флагов, черные пятна в одних местах и яркие аляповатые краски в других. Огромный, покосившийся вправо — настолько, что было непонятно, как он вообще держится — балкон скрывал от них любого, кто мог на нем находиться. Да девушке теперь и не хотелось их видеть… О местности вокруг можно было не говорить — голая земля без единой травинки. А луна… девушка подняла глаза и зажмурилась. Огромный. косоватый блин висел на небе, уныло взирая сверху на все это безобразие.
- Что это? — Голос Катерины дрогнул. — Я описывала совсем не так!
Белая вспышка перед глазами стала ей ответом. Они снова оказались в кабинете Валерии.
- Удивлены? – Валерия вопросительно посмотрела на притихшую девушку, но, увидев ее реакцию, мягко улыбнулась и добавила: — Понимаю, что вы не ожидали такого зрелища. Давайте посмотрим, что получилось у Олега – а потом я объясню, почему ваше творение выглядит изнутри именно так.
Не дожидаясь ответа девушки, Валерия взяла в руку стопку листов Олега. И вновь глаза резанула белая вспышка, сменившаяся, на этот раз, небольшой рощицей.
Если это можно было так назвать. Да, деревья; да, крошечное лесное озеро. Но ветки от «деревьев» отходили под совершенно одинаковыми углами, параллельно друг другу – как на корявых детских картинках – да и кора, — присмотревшись, девушка заметила и это – была ровной, словно бумажный лист. Катерина перевела взгляд на озеро и увидела ровную голубую поверхность, не знавшую, по всей видимости, никогда волны. Более того – в ней не отражались ни низкое небо, ни деревья…
- Как все безжизненно… — Грустно произнес висевшую на языке Катерины фразу Олег.
Валерия не стала задерживаться в неприятном — по всей видимости, для всех троих посетителей – месте, и вернула ребят обратно, в свой кабинет. Уютная обстановка после увиденного казалась родной и домашней, но Катерина чувствовала все нарастающее огорчение. Да и Олег хмурился. Валерия молчала.
- Мы не справились, да? – Наконец, произнесла девушка.
- Нет, что вы! – Валерия успокаивающе, очень по-доброму улыбнулась и продолжила. – Для первого раза у вас обоих получилось очень хорошо. Но вы оба допустили одну и ту же ошибку. Вы увлеклись описаниями – попытались выразить словами суть создаваемых миров. А это очень сложно, особенно поначалу, пока у вас нет опыта. Автор не может описать с помощью слов каждую мельчайшую деталь – каждую веточку, каждый листочек дерева, каждую частичку его коры. Каждый камень в основании замка. Иначе это просто будет не художественная книга, которую очень интересно читать, а энциклопедия. Со временем, конечно, авторы учатся описывать свой мир максимально красочно, но суть – все равно не в этом.
Молодая женщина помолчала, воспользовавшись паузой для того, чтобы налить травяной чай Олегу и наполнить уже опустевшую чашку Катерины. Потом продолжила.
- То, что автор должен сделать прежде всего – это представить себе свой мир. Создать, построить его в своем воображении. От и до – от самой первой песчинки в земле до самой яркой звездочки в небе. А потом уже начинать его описывать словами. Или красками и кистью, или нотами… Инструмент Творец выбирает сам. Главное – он выбивает, словно в камне основания мира, самые важные, ключевые моменты – и фиксирует их в своем творении. А тот, кто читает, смотрит или слушает это творение – с помощью своей фантазии – может попасть в его мир.
Катерина медленно кивнула. Олег сдвинул брови, пытаясь уложить в голове сказанное Валерией. Судя по его лицу, получалось плохо. Молодая женщина, глядя на его старания, решила пояснить.
- Вы, — она обвела своих посетителей взглядом, — описали только сами вещи – замок, его башни, балкон… Деревья вокруг озера… Но вы забыли продумать, какие они. Как выглядят деревья в вашей, Олег, рощице, как они растут. Что растет рядом с ними. Кто еще живет там – не только из разумных существ. Насекомые, птицы, звери, рыбы в воде. Как ветер, играя, проходится рябью по поверхности озера. Из какого камня сложены стены вашего, Катерина, замка. Из какой ткани его флаги. Много, очень много деталей, которые вы упустили. Создают ваш мир, делают его живым, реальным, интересным. И, — она хитро улыбнулась, — гостеприимным. Эти детали совсем не нужно описывать, самое главное – их продумать.
Валерия спокойно взяла в руки свою чашку, давая молодым людям время на осмысление услышанного. Первой, через несколько минут, подала голос Катерина:
- Это замет много времени. Очень много. Это – наше домашнее задание?
- Вы совершенно правильно меня поняли. Усовершенствуйте свои, — женщина протянула ребятам их записи, — миры, и в следующую субботу мы вновь отправимся туда в гости. Вы сможете оценить результаты своих недельных трудов. Только, прошу вас – не слишком усердствуйте. Подобные занятия отнимают очень много сил – я думаю, вы сейчас сами это заметили. Уделяйте этому по нескольку часов в день, лучше всего с перерывами. Все понятно?
В голосе Валерии снова послышались учительские нотки, но на этот раз они звучали гораздо мягче.
- Конечно. Спасибо вам… — Катерина улыбнулась.
Брови молодой женщины поползли вверх.
- Пока не за что. Надеюсь, наши с вами занятия принесут пользу.
На этом, попрощавшись и договорившись о встрече «через неделю в то же время», они разошлись.
Едва приехав домой, Катерина бросилась к письменному столу. Разложив перед собой листы, возвращенные Валерией, и откинувшись в кресле, девушка погрузилась в размышления о своем замке.
Фантазии у нее, действительно, хватало — история создания замка, его жители, окружение, местность и многое другое практически вставали перед ее глазами. Временами девушка судорожно хваталась за ручку и принималась что-то писать, перечеркивая, задумываясь и снова испещряя бумагу быстрыми закорючками. Процесс этот оказался настолько увлекательным, что все попытки Олега отвлечь подругу — даже под предлогом слов Валерии о необходимости отдыха — натыкались максимум на «Ну еще немножко, совсем чуть-чуть…» Наконец, юноша сдался. Пошел на кухню, приготовил нехитрый ужин — картофельное пюре с ломтиками бекона, и молча поставил рядом с девушкой. Она съела ужин, практически не чувствуя вкуса, погруженная в собственные мысли. Одна страница рукописного текста, другая, третья… Или уже десятая? Когда она осознала, что сидит в почти полной темноте, с одним включенным на столике ночником, было уже далеко за полночь.
Олег спал, устроившись в кресле.
- Олег… Извини, пожалуйста, я увлеклась. — Катерина подошла к юноше, обняла его за плечи. Тот не сразу, но все же открыл глаза, сонно осмотрелся.
- Ничего страшного. — Он улыбнулся. — Вижу, ты все-таки закончила. Я уж думал, до утра просидишь. Получается?
- Не знаю… Наверное.
- Давай спать, — он решительно встал, подхватил уставшую — она только сейчас поняла, насколько — Катерину на руки и понес к уже разложенному дивану. Девушка заснула, только коснувшись головой подушки.